Вы здесь

Цветовые сопоставления

  Наши органы чувств функционируют посредством сравнений, суть которых, очевидно, состоит в том, что одновременное наблюдение предметов или явлений  заметно различающихся по каким-либо характеристикам, вызывают у нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Говоря о сравнении цветов, мы говорим о цветовых контрастах, когда сопоставляя  между собой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Изучая влияния цвета, мы можем выделить семь различных видов проявлений воздействия цвета на наши органы чувств.
 
Контраст по цвету
  Контраст по цвету представляет собой различие в восприятии того качества цвета, которое принято обозначать такими словами, как желтое, красное, синее, оранжевое, зеленое, сине-зеленое и т.д. 
  Известно, что человек с нормальным зрением может определить чистые цвета основной группы, т.е. красный цвет, не имеющий ни синеватого, ни желтоватого оттенка; жёлтый - не имеющий ни синеватого, ни красноватого тона, и синий, не имеющий ни зеленоватого, ни красноватого оттенка. Исходя из этого можно сказать, что жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.
  По мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трёх Интенсивность цветового контраста будет уменьшается. Так, различие между  оранжевым, зелёным и фиолетовым уже слабее, чем жёлтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно. Изменение яркости цвета добавляет огромное количество вариаций и множество совершенно новых выразительных качеств.
 
Контраст светлого и тёмного
  Контраст светлого и тёмного проявляется в противопоставлениях света и тьмы, ночи и дня. Это один из основополагающих контрастов в человеческой жизни и природе вообще. Существует всего один максимально чёрный и один максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным. 
  Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов. Это нейтральный цвет, восприятие которого зависит от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными. Под воздействием соседних цветов, серый цвет легко изменяется, давая великолепные тона и принимая дополнительные по отношению к ним оттенки. Это превращение происходит субъективно в наших глазах, а не объективно в самом цветовом тоне.
  Различные по светлоте хроматические цвета (красный, желтый, синий и т.д.) можно получить осветляя, т.е. добавляя к чистому хроматическому цвету белый, или затемняя, т.е. добавляя  добавляя к чистому хроматическому цвету черный цвет. Каждая примесь чёрного или белого уменьшает яркость цвета.
  Если выстроить последовательный двенадцатиступенчатый ряд серых тонов одинаковой степени затемнения, начиная от белого до чёрного, в котором серый цвет средней яркости расположен в центре шкалы, и изготовить при помощи осветления и затемнения такие же шкалы для хроматических цветов,  сопоставив их соответствующим по своей светлоте градациям серого цвета, то можно заметить, что чистые хроматические цвета очень сильно отличаются по светлоте. Так, чистый жёлтый цвет соответствует третьей ступени серого цвета, оранжевый - пятой, красный - шестой, синий - восьмой, а фиолетовый - десятой. 
  Т.о. насыщенный жёлтый цвет является самым светлым из чистых тонов, а фиолетовый - самым тёмным. Одинаковая светлота или одинаковая темнота делают цвета как бы родственными, связанными и объединёнными между собой. Яркий, насыщенный жёлтый цвет весьма светел и такой субстанции как тёмный жёлтый цвет не существует. Насыщенный, сугубо синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона бледны и неярки. Красный цвет может звучать только в тёмном виде, а осветлённый до уровня чистого жёлтого теряет свою яркость. 
  Отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными. 
 
Контраст холодного и тёплого
  Ощущение температуры непосредственно связано со зрительным восприятием цвета и может достигать нескольких градусов в зависимости от преобладающих цветовых тонов. Этому способствует то, что, как было установлено в результате многочисленных исследований, сине-зелёный цвет снижает скорость кровообращения в организме, в то время как красно-оранжевый ее стимулирует. Т.о. сине-зелёные тона будут действовать успокаивающее  и вызывать ощущение прохлады и умиротворения, в противоположность им,  красно-оранжевые тона наполняют энергией и действуют возбуждающе. Обратите на это внимание когда вы будете подбирать цвета интерьера в вашем доме.
  Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что сине-зелёный - самый холодный, и красно-оранжевый - самый теплый цвет, являются дополнительными цветами и занимают диаметрально противоположные позиции.  
  Цвета, расположенные на цветовом круге от жёлтого до красно-фиолетового через красный, часто называют тёплыми, а цвета расположенные от жёлто-зелёного до фиолетового через синий - холодными, но подобная классификация не совсем правильная. Сине-зеленый и красно-оранжевый, как полярности холода и тепла, всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Так, фиолетовый цвет, находясь в окружении холодных синих тонов, имеет тёплый оттенок, а в окружении теплых красных - холодный. 
 
Контраст дополнительных цветов
  Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. 
  В цветовом круге  дополнительные цвета расположены диаметрально один другому и образуют следующие пары дополнительных цветов:
Дополнительные цвета  
жёлтый фиолетовый
жёлто-оранжевый сине-фиолетовый
оранжевый синий
красно-оранжевый сине-зелёный
красный зелёный
красно-фиолетовый жёлто-зелёный
 
  Как было установлено, закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия, а использующиеся в правильном соотношении,  дополнительные цвета воспринимаются как приятные для глаз. При этом каждый цвет сохраняет свою интенсивность и производимое впечатление..
  Кроме того, каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый - сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
 
Симультанныи контраст
  Понятие "симультанный контраст" обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т. е. одновременно, порождает его сам. 
  Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в нашем воображении, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно изменяющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт, в то время как восприятие симультанно возникшего цвета усиливается. 
  Симультанный контраст возникает не только при сочетании серого и какого-либо чистого хроматического цвета, но и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному. В этих условиях цвета получают максимальную динамическую активность, их устойчивость нарушается и они приходят в состояние изменчивой вибрации, теряя в большинстве случаев нечто от присущего им характера, и как бы "качаются", играя новыми оттенками. 
  Так, жёлтый и в красно-фиолетовом, и в сине-фиолетовом всегда выявляет дополнительный фиолетовый цвет, красно-фиолетовый в жёлтом подчёркивает жёлто-зелёный, а сине-фиолетовый в жёлтом - жёлто-оранжевый. 
  Существует множество цветовых задач, при которых симультанные контрасты нежелательны. В этом случае, для нейтрализации симультанных проявлений, необходимо добавление к цвету, на котором возникает симультанный контраст, оттенков основного цвета, который этот контраст порождает.
  Второй способ нейтрализации симультанного контаста - использовать цвета разной степени осветленности. При наличии контраста светлого и темного возможность возникновения симультанного контраста уменьшается.
 
Контраст по насыщенности
  Говоря о "качестве цвета", мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова "контраст по насыщенности" фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными.  Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости. Среди пигментных цветов также выделяются цвета максимальной насыщенности. Но как только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. 
  1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер. 
  2. Чистый цвет можно смешать с чёрным. При этом жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает некую болезненность и коварную ядовитость. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро "убивает".
  3. Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Как только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются или более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета.
  4. Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. Постепенное смешивание двух дополнительных цветов позволяет получить все промежуточные тона между ними, а осветление этой смеси белым цветом даёт редкостные по своей сложности тона.
  Действие контраста "блёклый-яркий" относительно. Цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким. Можно добиться выразительности цветовой композиции комбинируя яркие и блеклые тона одного цвета, то есть яркий красный должен контрастировать с блеклым красным, а синий яркий с блёклым синим.
  Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. 
 
Контраст по площади цветовых пятен
  Контраст по площади цветовых пятен определяет соотношения между размерами двух или нескольких цветовых пятен, при которых их воздействие может считаться уравновешенными, т.е. такими что ни одно из них не будет выделяться больше, чем другое. 
  Поскольку сила воздействия какого-либо цвета определяется его яркостью и размером цветового пятна, то для гармонизации впечатлений, ярким цветам должно соответствовать пятно меньшего размера, а неярким цветам - пятно большего размера. Опираясь на исследования Гёте, установившего соотношения между степенью светлоты основных цветов, можно утверждать, что гармоничные размеры цветовых пятен основных и дополнительных цветов могут быть получены на основании следующих весовых коэффициентов:
Цвет Вес
жёлтый 3
оранжевый 4
красный 6
фиолетовый 9
синий 8
зелёный 6
 
  Т.е. воздействие разных цветов будут уравновешены, если размеры площадей их цветовых пятен будут относится  как значения присвоенных им коэффициентов.
Цвета Отношения
жёлтый:оранжевый 3:4
жёлтый:красный 3:6
жёлтый:фиолетовый 3:9
жёлтый:синий 3:8
жёлтый:красный:синий 3:6:8
оранжевый:фиолетовый:зелёный 4:9:6
 
  Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, то композиция начинает производить совершенно новое впечатление. Цвет, занимающий меньшую площадь, начинает производить более яркое впечатление, чем если бы он был использован в сгармонированных пропорциях.
  Следует отметить, что представленная система количественных соотношений имеет силу только при максимальной насыщенности цветов и при её изменении меняются и соответствующие размеры цветовых площадей. Оба фактора и насыщенность и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой.
 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer