Вы здесь

Средневековые кольца

Кольцо архиепископа Кентерберийского Вильяма ВитлесиКольца сыграли жизненно важную роль в истории человечества. Повествования о ритуалах тысячелетней давности, традициях, связанных с кольцами, остаются популярными до сих пор. Мы узнаем об истории колец из литературы,живописи,археологии.

Археологические раскопки говорят  о большом количестве колец в древних захоронениях. Множество колец обнаружено,  в частности, на пальцах египетских мумий.

Из греческой мифологии известны факты ношения колец древними героями. Так, мы знаем о железных кольцах Юпитера и Прометея. В Библии упоминается о кольце, подаренном Иосифу.

В путевых воспоминаниях европейских путешественников отражены верования и традиции иноземцев, касающиеся колец. Марко Поло поведал миру о том, что тибетские девушки надевали на палец кольцо, подаренное мужчиной до брака. Число их порой доходило до двадцати, прежде чем считалось, что она может выйти замуж.

Римская поэзия описывает человека, который носил по шесть колец - различные на каждый день и каждую ночь.  Примерно в то же время философ Сенека Младший описывал, историю в которой каждый сустав пальца был использован для ношения кольца. Позже греческий сатирик Лукиан описал человека, который носил шестнадцать тяжелых колец одновременно. Некоторые из этих источников позволяют предположить, что кольца, как одежда, были сезонными: например, ажурные кольца для летних месяцев; сплошные - для зимы. Огромное число колец, сохранившихся в музейных коллекциях Рима, подтверждают достоверность этих описаний.

Древний Рим прославился пристрастием горожан, как знатных, так и простых, украшать свои пальцы кольцами. В эту эпоху появились перстни-печати с выгравированными именами и родовыми знаками, обручальные и особые кольца религиозного назначения. Существовал узаконенный обычай: кольца из золота могли носить только привилегированные слои населения (члены сената, военнослужащие, врачи). Рабы, люди низкого сословия могли позволить себе лишь бронзовые или железные украшения на пальцах.

Статуи, картины и литературные источники свидетельствуют, что в то время кольца носили на всех пальцах, но предпочтения отдавались все-таки безымянному пальцу левой руки. Причина - убеждение древних римлян в том, что кровь по вене текла именно из этого пальца прямо в сердце. Эта культурная традиция, с некоторыми вариациями, сохранилась и в эпоху Средневековья, и во времена Ренессанса.

Как и в Древнем Риме, в Европе Периода Возрождения кольца свидетельствовали о социальном статусе, состоятельности, семейном положении, профессиональной и конфессиональной принадлежности. Они были и украшением, и защитным талисманом и изготавливались мастера того времени с использованием  золота, серебра, драгоценных  и полудрагоценных камней.

Археологические данные свидетельствуют о традициях средневековой Европы носить кольца на всех пальцах, кроме указательного и большого. В частности, это было обнаружено у династии Меровингов, царившей с середины пятого по восьмой века в Галлии, регионе современной Франции. Данные из более чем шестидесяти некрополей показывают, что левая рука была значительно более популярна, чем правая. На правой, как полагают, носили кольца те, кто не обременен браком, в соответствии с католическими канонами.

Явное доминирование христианства в эти века не могло не оставить след и в ювелирных традициях. Несмотря на опасения по поводу тщеславия, которое, как думали, было присуще любителям колец, церковные власти так и не смогли ограничить использование колец и других украшений, обладавших такими давними социальными и символическими значениями.

Латинская и греческая церкви в средние века порицали засилье золотых ювелирных украшений, но делали исключение для колец с печатями, с христианскими символами, и для обручальных. На сохранившихся обручальных кольцах того периода выгравированы портреты супругов или пара лицом к лицу и Христом между ними, или рукопожатие, что символизировало гармонию семейной жизни. Обручальное кольцо предписывалось носить  на безымянном пальце, как символ взаимной верности. Этот обычай  сохранен и по сей день.

Согласно римским традициям к ношению колец было достаточно серьезное отношение и регламентировалось исключительно церковью. Имеются многочисленные свидетельства того, что начиная с шестого века  кольца отмечались освящением епископа и что монахи клялись в верности избранному пути на кольцах. Кольцо епископа носилось на безымянном пальце правой руки, и зачастую украшалось одним или несколькими драгоценными камнями. Можно предположить, что предпочтение отдавалось сапфирам, поскольку из 20 колец, найденных в могилах английских средневековых епископов, двенадцать украшены именно сапфирами. Сохранившиеся экземпляры, как правило, имеют большие размеры, потому что они часто носились поверх перчатки. Одним из самых древних колец епископов, сохранившихся до наших дней, является кольцо, найденное в погребении архиепископа Кентерберийского Вильяма Витлеси, датируемое 1368 – 1374 гг. Фотография этого кольца служит иллюстрацией к данной статье. Кольца епископов не передавались по наследству, а уходили вместе с ними в мир иной, о чем  свидетельствуют раскопки.

 
Были обнаружены и более легкие кольца, из тонкой полосы металла - видимо, для мизинца. В Гаскониии других местах средневековой Франции было принято дарить девушкам золотые кольца с сапфирами - под цвет одежды Богоматери. Интересно, что статуям также дарили кольца - некоторые средневековые церковные изваяния имеют ювелирные украшения. В Германии найдена рука святого с браслетом, украшенным драгоценными камнями и покрытыми позолотой ногтями, хранившаяся в одной из церквей.  
 
С одиннадцатого века изображения святых стали украшать кольцами, нанизывая их и подвешивая перед ликом. Так люди выражали свое верование в святость, свою благодарность за помощь в жизненных ситуациях, укрепляли связь со святыми, заручались их покровительством, прославляли церковь.
На Втором Лионском соборе в 1274 году папа Григорий X запретил женщинам носить чрезмерные украшения. В течение следующих нескольких веков культивировалась поддержка нищенствующих монашеских орденов, которые широко проповедовали бедность. Во Франции, Испании, Италии последовали таким примерам. Иногда эти правила кажутся предназначенными для того, чтобы стереть социальные различия между ремесленниками, купцами и буржуазией. Однако запреты были настолько всеохватывающими, что были затронуты женщины и мужчины из всех классов: запрещены булавки, броши, кнопки из серебра, золота, жемчуг, даже золотые и серебряные шнуры, которые использовались для украшения одежды. Девушкам до вступления в брак запрещалось носить любые украшения. Существовали и исключения: жены королей, князей, рыцарей иногда освобождались от этого запрета. Возникали и другие правила, определяющие количество и тип колец. Например, в четырнадцатом веке флорентийским женщинам разрешали носить не более двух колец.  
 
Римско-католическая церковь предполагала, что уже осуществляется достаточный контроль над ношением колец благодаря религиозным канонам. Тем не менее со временем она утратила свое средневековое влияние и начиная с 17 века кольца вновь стали модным украшением, одновременно являясь показателем социального статуса, состоятельности, семейного положения, профессиональной и конфессиональной принадлежности. Таким же модным и популярным ювелирным украшением они остаются до наших дней.

 

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer